Вопрос страдания и картонных персонажей

Когда в юности я начинал первые шаги в написании текстов, мои персонажи казались картонными, а сюжеты — до крайности наивными, будто плохо переписанными у других, популярных писателей. К слову сказать, наивность бывает разная, как и картонные герои, если всё это красиво преподнести — тоже востребованный жанр. Но сейчас не об этом.

Один из важных аспектов создания историй — это не просто наличие жизненного опыта и умения переживать, прочувствовать хотя бы внутренне, проникновенно, коль не довелось этого в реальности. Без такого скилла, как модно сейчас выражаться, произведение можно сравнить с пустыми глазами актёра, который пыжится в глубокой драматической роли, но сам не познал в жизни существенных потрясений, из-за чего зритель не верит его игре… 

Для сюжета необходимы реальные прототипы людей, событий… ещё лучше — соприкосновение с этими людьми и опыт наблюдений за их повадками. Любые нюансы: интонация, фактура, биография, жизненные байки, ужимки… — перечислять можно бесконечно — не должны уйти от внимания автора, писателя. 

Приводя аналогию с теми же актёрами, отмечу, что у них есть подобная практика наблюдения (как и самонаблюдения — что не менее важно), и даже когда вы гуляете или едете в транспорте, этот процесс, а также анализ и сопоставление с персонажем, не прекращается ни на секунду.

Да, сложно с точки зрения душевного покоя, по крайней мере, если мы берём во внимание чувствительность «художника», а не ремесленника, с холодным разумом использующего в рутинной работе аналитические данные и технические приёмы для создания текста или аудио-визуального проекта. 

И тут сразу на ум приходят лекции профессора, доктора филологических наук Евгения Викторовича Жаринова, в которых он указывает на необходимость глубокого внутреннего переживания героев, пусть и не всегда с бурным внешним проявлением, «страдания» как сердцевины произведения высшей литературы. 

И не даром под одним из роликов с его участием некий пользователь оставил следующий точный комментарий:

В русской литературе обязательно кто-то страдает. Либо персонаж, либо автор, либо читатель. А если страдают все трое, то это шедевр русской литературы.

©9ikopb ссылка на ролик

Нет, конечно я не претендую на нечто, в этом смысле, глубинное касаемо, например, рассказа про дядю Васю или В армии служил?.. Но верю, что он получился не картонным, а живым, настоящим, потому что реально жил; а может, и немного даже страдал, как те самые ученики на площадке курилки. Только страдания были у каждого свои, не претендующие на высокую литературу, но зато — они были. И жизнь дяди Васи можно представить в разных красках, погрустить или порадоваться вместе с ним, хотя о жизни той ничего толком и не сказано.

Рассказ Рукопожатие дяди Васи


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.